Пленочные мысли

У меня уже есть опыт съемки на пленочную камеру. Начал я с Зенита, но снял только одну пленку. Потом я купил Canon EOS 500N, который был совместим со всем парком имеющейся у меня оптики. Немного поэкспериментировав с разными пленками, я пришел к выводу, что пленка это не совсем то, что мне надо.

Мне было интересно пощупать пленку самостоятельно, максимально разную. Интереснее всего было попробовать различную ЧБ пленку. Я перепробовал много — Ilford, Fuji и Kodak с разной чувствительностью. Даже пробовал снимать под PUSH+2.

Я размышлял по поводу среднего формата, даже присмотрел некоторые модели, которые были бы мне интересны, исходя из того, что я хотел бы на них снимать. Но в конечном итоге, я отказался от это затеи. Довольно хлопотно и дорого, нормальный сканер стоит не скромно, оперативности нет, особенно в СФ, где почти все камеры механические. В процессе раздумья я еще наткнулся на статью Антона Мартынова про пленку, после чего мне окончательно стало ясно, что для себя я эту тему если не закрываю, то откладываю до лучших времен. Но судя по всему, лучшие времена настали чуть раньше, чем я ожидал.

Вообще пленка меня давно притягивает. Уж и не знаю чем. Казалось бы, все давно разжевано и разобрано, пленка — частный случай цифры. В том смысле, что, имея хорошую цифру, можно получить вполне пленочный результат. Но мой «пленочный зуд» продолжался.

Первой ласточкой послужил такой феномен, как Instagram. Всем известное мобильное приложение для iPhone, а потом и для Android. Многие рассуждали, в чем успех данного приложения и, в общем и целом, пришли к выводу, что его успех в его ограничениях. Да-да. Именно так, а вовсе не в возможности мгновенно поделиться фотографией в соцсетях. Такая возможность уже была в том же Facebook, однако такого ажиотажа она не вызвала. Суть в том, что в мобильном телефоне фотоаппарат имеет всегда фиксированное фокусное расстояние, практически полное отсутствие настроек, управлять, зачастую, можно только точкой фокусировки. Т.е. пользователь вообще не думает о технической составляющей. Просто снимает.

Именно эти ограничения фактически являются свободой. Именно поэтому, зачастую, люди снимают на телефон более живые и интересные кадры, чем на «большую» камеру. Это позволяет сосредоточиться на съемке и композиции полностью, не задумываясь о технической составляющей. Это дает возможность снимать, используя свои ощущения, и передавать их, не подключая когнитивные функции. Снимать спонтанно или, если можно так выразиться, подсознанием, а не сознанием.

Второй немаловажный момент — это то, что в Instagram реализована имитация различных пленок. Почему это важный момент? Потому что, как известно, пленки создавались не только инженерами, но еще и профессиональными художниками, заложившими в эти пленки свой огромный опыт по колористике. Это то, чего мы лишены в цифровой фотографии, которая в современности по большей части сосредоточена на съемке математически точного кадра. Поэтому пост-процессинг становится крайне важным фактором и, если у фотографа нет понимания цвета, кадры, зачастую, становятся неинтересными. Об этом же пишет Антон Мартынов в своей статье и Ken Rockwell в своей Why we love Film. И в целом, аналогичное мнение встречается довольно часто в статьях: раз, два. И в Гугле их еще очень много.

К чему это я все? К тому, что с пленкой всё тоже самое. Снимая на пленку, вы ограничены этой самой пленкой, ее цветами и чувствительностью, а если уж она ЧБ — то и отсутствием цвета. Важное ограничение — это и количество кадров. На цифру можно снимать длинными очередями, а потом спокойно выбирать из тысяч кадров один. Это расслабляет. Пленка настраивает на более вдумчивый процесс съемки. Начинаешь присматриваться более внимательно, оценивать и взвешивать каждый кадр. И тем ценнее становится каждый из них! Ну и, конечно, психологический момент: снимая на пленку все равно есть ощущение, что приобщаешься к какой-то магии. Как себе не говори, что это все фигня, и цифра может все тоже самое — все равно в это не верится. И это очень здорово!

В общем и целом, для себя я сделал выводы. Я понял, что меня так манит в пленке. Те ограничения, которые есть при съемке на пленку, фактически дарят мне свободу творчества, заставляя сосредоточиться на Фотографии.

Я прекрасно понимаю, что с технической точки зрения пленка не дает никаких выигрышей, если говорить о 135 пленке. Не надо питать иллюзий относительно разрешения и динамического диапазона. А в условиях плохого освещения тот же Canon 5D Mark III на несколько порядков превосходит возможности любой пленки, даже среднего формата. С другой стороны, средний и большой формат дает, конечно, потрясающую детализацию при нормальном свете и тут он выигрывает с большим отрывом. Кадр 6х9 может дать несколько сотен мегапикселей спокойно. Даже баснословно дорогой цифровой СФ не дает такого разрешения. Если же говорить про узкую пленку, то, по общему мнению, разрешения такого кадра варьируется от 12 до 20 мегапикселей. Можно, конечно, отсканировать и с большим разрешением, но это теряет всякий смысл, так как деталей не прибавиться.

И тут на сцену выходит проблема сканирования. На самом деле, в нашу эпоху «бутылочным горлышком» в пленочной фотографии является сканирование. Дешевые слайды сканеры сканируют так, что смысл в пленочной фотографии вообще теряется. Нормальные сканеры узкой пленки от Nikon стоят от 60 000 рублей, а с возможностью сканирования СФ уже от 90 000 рублей. И б\у не намного дешевле. Можно, конечно, отдавать в лабораторию на сканирование, однако скан одной пленки в нормальном разрешении в том же Фотопроекте стоит 700 рублей. А покадровое сканирование — вообще безумных денег.

Относительным спасением являются планшетные сканеры. Например Epson. Модель V500 является самой простой, которая уже в состоянии дать адекватный результат для веба. Конечно, для печати и для коммерческих целей его не хватит, но ведь это пленка. В случае, если надо печатать, то печатать можно прямо с негатива. А в случае коммерческого использования, в стоимость услуг можно заложить еще и стоимость сканирования в лабораториях. Кроме модели V500 еще есть V700 и v750, они уже гораздо более продвинуты. В сканирующих головках используются объективы с хорошим стеклом и реальное разрешение уже гораздо выше. Стоят они не очень дешево — 25 000 и 32 000 рублей соответственно, по цене еще не Nikon, но по результату уже очень близко.

В ближайшее время я планирую приобрести V700. Прочитал довольно много обзоров и общее мнение сводится к тому, что разница между V700 и V750 по качеству сканирования микроскопическая, а по цене ощутимая. Поэтому на данный момент оптимальным является именно V700. И даже всерьез задумываюсь о самостоятельной проявке, бачок и химикаты стоят недорого, это поможет еще уменьшить стоимость одного кадра. После покупки я планирую провести сравнение сканов сделанных в лаборатории на сканерах Nikon, со сканами сделанными собственноручно на V700. Лабораторные скану уже есть, все фотографии с пленки, которые есть в моем блоге, именно так и сканированы. Подготовлю отдельный пост, посмотрим что из этого получится.

 
Home Блог Пленочные мысли
credit
newsletter software